понедельник, июля 03, 2006

Глава Хукат

О заповеди красной коровы сама Тора говорит что это “хука” – закон который невозможно объяснить. Однако комментаторы говорят что смысл красной коровы в исправлении греха золотого тельца. Раши приводит по этому поводу притчу о сыне служанки который испачкал грязью покот царя. Сказали – кто же уберет за ним как ни его мать. Также и здесь – евреи сделали золотого тельца, в результате чего ангел смерти вновь приобрел над ними власть. И это самая большая нечистота – нечистота мертвого, “отец отцов нечистоты”. Чтобы очиститься от нечистоты мертвого нужна красная корова. Однако, в таком случае почему говорится что у этой заповеди нет смысла? Вот он смысл, как мы только что сказали!
Чтобы понять это надо более глубоко понять грех золотого тельца. Как могли люди сорок дней назад бывшие свидетелями величайшего откровения на земле, каждый из которых слышал обращенные к нему слова “ Я Б-г твой…”, как могли они сделать себе золотого идола и поклониться ему? Нет, конечно, все это не было так примитивно. Не будем сейчас входить в глубокие объяснения того что они хотели сделать, скажем лишь вкратце что они хотели нематериального предводителя (а не бога), воплотив в материальном облике одну из духовных сил. Как бы то не было, главное одно – объяснения у них были и считали они что поступают правельно, но…Ошибка была только в одном – Б-г запретил это. Как часто в нашей жизни нам кажется что переступив запрет мы добьемся чего-то хорошего, лучшего, т.е. цель оправдывает средства. Про это сказал в своей мудрости царь Шломо: «Б-г сотворил людей прямыми, а они идут на всякие ухищрения». Нет так нет и не надо доказывать и оправдывать что в данном месте в данное время в этой ситуации это сам ый лучший выход. В этом и проверяется наша приверженность Б-гу. Иди за Ним даже когда ты не понимаешь, когда тебе кажется что все против этого. Яркий пример такой приверженности испытания Авраама, особенно жертвоприношение Ицхака. Казалось все против – обещания данные Б-гом перед этим, все учение которое Авраам проповедовал в течение всей своей жизни – все! Но Авраам...»встал рано поутру и запряг осла своего».
Теперь, когда мы понимаем в чем корень греха, мы сможем понять и его исправление. Суть исправления красной коровы как раз в том что это «хука», то что разуму не подвластно! Всевышний говорит – ты согрешил тем что много рассуждал в том момент когда у тебя были четкие указания, теперь для исправления делай то что ты совсем не понимаешь. Отложи свой разум и понимание в сторону и исполняй то что Я сказал – тогда очистишься. Здесь человек строит основу всех своих взаимоотношений с Б-гом, - на чем они основаны, - на вере или на понимании. Если на понимании, то это не служение Б-гу, а самому себе – я понимаю что это нужно и потому делаю. Нет, основа служения должна быть что я исполняю потому что Он так сказал. И это, конечно, не отрицает дальнейшего понимания и осмысления, но это должна быть основа. Более того, даже если мы исполняем не понимая, но в уверенности что у Б-га есть разумные причины на это действие, это все еще не полное служение. Ведь в конце концов мы опять служим себе, просто проявляя доверие к более мудрому. Служение должно корениться в Его воле – Он так захотел. Как однажды выразил эту мысль р. Менахем Мендел из Коцка:» Если бы Б-г приказал нам весь день рубить деревья, а не изучать Тору, мы исполняли бы этот приказ с тем же рвением что и сейчас».
Мертвый человек это эгоист. Тот кто служит себе. Если человек хочет избавиться от нечистоты мертвого он должен очиститься приобщившись к источнику жизни – Творцу, а приобщиться к Нему нельзя иначе как путем описанным в Тании – Б-г почиет на том кто умаляет себя (свое я) перед Ним.

Комментариев нет: