воскресенье, июля 16, 2006

Проблема - арабо-израильский конфликт

Здесь я попытаюсь дать оценку арабо израильского конфликта в связи с событиями последних дней, и конечно же, оценка эта будет сопряжена с мнением Торы по этому поводу. Потому что человек желающий подняться над обывательскими взглядами должен в первую очередь спрашивать - а что Тора думает по этому поводу.
Так вот, начнем с того что есть две темы, между которыми проходит четкая граница, переступать которую нежелательно, хотя все сплошь и рядом это делают. Первая называется "де юро", а вторая, соответственно "де факто" или на языке Талмуда - "лехатхила" и "бе диевед". Все положение вещей в мире на даный момент это положение "де факто". Это положение не идеальное и нежелательное и даже ненормальное, но оно существует. В нашем случае, существование государства Израиль, должно расцениваться именно как "де факто". Плохо это или хорошо, но это государство здесь, шесть миллионов евреев здесь живут, и совершенно очевидно не соберут вещи и вернуться в страны Азии или восточной Европы, тем более что никто их там не ждет. А раз так, то им нужно защищать свою жизнь любыми требующимися для этого методами и вопрос этот исключительно политический и военый, ничего общего с моралью или мировозрением не имеющий. Это вопрос, как уже было сказано "де факто". Есть у нас моральное право на эту землю или нет, являемся ли мы захватчиками или нет - на этом уровне, уровне реальных действий, совершенно неважно.
Второй момент - это действительно философское осмысление нашего положения, но опять таки, никакого влияния на первый уровень это иметь не должно. Правы мы или нет, мы здесь и если нас хотят уничтожить мы должны защищаться. И это очень важно понять два этих уровня и провести четкую границу между ними.
Теперь подробнее насчет второго уровня. С точки зрения обычного, "земного" взгляда, проблема эта очень серьезна. Потому что трудно установить с кем справедливость, т.к. каждый прав по своему. Более того, с обычной точки зрения, проблема вообще неразрешима, так как нет единой системы ценностей. Арабы в своей, исламской системе ценностей правы, а евреи правы по своему. На деле все приходит к тому что никто друг друга не слушает, ибо не может услышать, и доказывае свою правоту силой.
И, наконец, третий момент - это момент объективной истины.. Если есть объективная истина, это не значит что все остальное ложь, наоборот, есть более и менее удаление от нее или приближение к ней. И это совершенно неважно, что каждый считает что она именно у него. Еще раз, разница между вторым и третьим пунктом, это то что на втором уровне релятивизм абсолютизируется, т.е. правда в том что правды нет, а у каждого своя правда, а на третьем уровне это всего лишь технический недостаток, издержки, так сказать, нашего мира.
Итак, как же подходит к этому вопросу Тора? Может и среди равинов встречаются разные мнения на этот счет, но я приведу главное мнение большинства ортодоксальных равинов и мои собственные пояснения на это. Во-первых Мидраш на Шир а Ширим (Песнь Песней) приводит что Всевышний заклял Израиль тремя клятвами. Одна из них была не пытаться возродить еврейское государство в Израиле силой наперекор народам мира. Б-г изгнал нас в галут и Он нас оттуда выведет. Рассуждения Герцеля о "еврейской проблеме" как порождении галута оказались, как показало время, ошибочными. Все прблемы возникают, как говорят наши мудрецы, из-за нетерпения, из-за желания приблизить время Машиаха искусственным способом. Из-за нетерпения Адам был изгнан из рая,Корах, выступивший против Моше тоже, как говорит книга Зоар, хотел приблизить время Машиаха, это же была цель Зимри бен Салу. Коммунисты, вычеркнув из своей програмы Б-га, пытались построить идеальное общество. И неважно отдает всебе человек в этом отчет или нет, это то что подспудно движет им. Правда же в том, что ни внутренние ни внешние проблемы решить нельзя, но нужно научиться с ними жить. Война, нравиться ли нам это или нет, есть, по словам раби Нахмана естественное состояние этого мира. И так будет до прихода Машиаха. Война есть неизбежный результат разных мировозрений, т.е. разных целей. Мир - это состояние когда все служат одной цели, каждый на своем месте. Это и есть главная цель прихода Машиаха - объеденить весь мир для служения одной цели, как сказано :и будет Б-г царем на всей земле, в тот день будет Б-г один и имя Его одно. Но до этого нада дожить, дотерпеть.
Мало того, построеное государство было основано не просто на нерелигиозных, а на антирелигиозных принципах. Идея лежащая в его основе была - "будем как все народы, дом Израиля", идея отвергающая в сути своей всю основу существования народа Израиля на протяжении тысячелетий, с момента его возникновения. На какую религиозную легитимизацию оно может расчитывать? На этом фоне довольно слабо выглядят позиции религиозных сионистов, пытающихся объеденить две противоположные позиции. Они утверждают что возрождение еврейского государства это начало избавления и оно должно пройти первую "внешнюю" нерелигиозную стадию, чтобы потом обрести свою истиную суть, так же как царство Шауля предшествовало царству Давида. Хочется спросить - откуда такое пророчество? В наше время пророчества нет и мы должны исходить и принимать решения из того что видят наши глаза. Разве кто-то пообещал что галута больше не будет? Разве Всевышний подписал договор по которому евреи возвратившись через две тысячи лет больше не уйдут в изгнание. Слова пророчеств и слова наших мудрецов достаточно туманны и их можно толковать по разному. На протяжении веков глазами и разумом еврейского народа были мудрецы, равины, главы поколений, а не каждый кому вздумается придет и будет толковать пророчества как ему нравится. Все это та же проблема - нетерпение. Не удивительно, что и у врагов наших проблема именно с сионизмом, а не с еврейством. Всевышний сам показывает нам корень проблемы.
Но это, как мы уже сказали - "де юре". "Де факто" - мы уже здесь, а значит надо спасти то что можно спасти и в физическом и в духовном плане. А это значит что нужно в первую очередь защищать жизнь людей и решения должны приниматься на политическом и военном уровне.
Теперь перейдем на четвертый уровень, духовный. Следующим этапом для нас будет все таки понять чего требует от нас время, кто этот враг перед нами и каковы его истоки и цели. Это само по себе тема для целой лекции и даже серии лекций и я надеюсь что в скором времени статья выйдет в свет. В двух словах что можно сказать здесь?Еще в книге Зоар и у раби Моше Кордеверо, учителя Ари встречаются упоминания что последнее противостояние евреев будет с Ишмаэлем. Противостояние между Израилем и Ишмаэлем очень непростое. Если в завершение римского изгнания нам пришлось столкнуться с Амалеком - Гитлером, то здесь ситуация совсем иная. Там было все ясно - свет и тьма, добро и зло. Отрицание Б-га и вера в сверхчеловека против еврейской веры и морали, которая она несет, как открыто утверждал Гитлер. Здесь же все намного тоньше. В том то и дело что Ишмаэль не выступает против Б-га, а за Него. Не зря в имени только двух прародителей народов присутствуют буквы "эль" - имя Творца. Борьба здесь намного тоньше и сложнее. Именно они выступают за строгую, монотеистическую мораль, за царство Б-га на земле. Посмотрите на недавние слова президента Ирана об Израиле: если там кто-то скажет что нет Б-га, то это легитимная свобода слова, но если кто-то будет отрицать Холокост, это расценят как преступление. Духовный корень арабов очень силен и именно этого нам нужно опасаться больше всего. Верующему человеку понятно, что ни танки и самолеты выигрывают войну, а моральный дух народа, его нравственное совершенство. Здесь не место больше развивать эту тему, статья, как я сказал, вскоре, с Б-жьей помощью появится, но именно это наша духовная цель в этом противостояни.

Комментариев нет: