понедельник, июля 24, 2006

Ишмаэль

Кто же такой Ишмаэль и в чем суть испытания столкновения с ним? Об этом мы и попытаемся рассказать в этой статье.
В кабале говорится что весь мир исправления - "тикун" основан на трех линиях - правая, левая и средняя, уравнавешивающая. Правая линия это "хесед" - милосердие, раскрытие, распостранение, отдача. Левая - "гвура" - строгость, суд, ограничение. Средняя линия - "тиферет" - великолепие, гармония в которой учитываются две другие линии. Когда есть только две дороги и между ними нет общего, исправление невозможно, каждый будет тянуть в свою сторону. Но не может быть что только один прав. Правы по своему обе линии, нужно лишь найти правильную дозу применения каждой из них. Только появление средней линии обеспечивает исправление, возможную гармонию. Правая линия традиционно соответствует Аврааму. Качество Авраама это любовь, милосердие, вся жизнь его это отдача, распостранение в мире идеи единного Б-га. Хесед - это вода, которая дарит жизнь, текущая сверху вниз. Ицхак, наоборот - гвура. Вся жизнь его это самопожертвование, закрытие, уход от мира. Гвура это огонь, превращающий все в себя, поднимающийся снизу вверх. Яков - тиферет, гармония между двумя линиями. Еще это качество называется - эмет, истина, потому что гармония между противоположностями и есть истинная дорога.
Это классическое объяснение трех линий. Но мы попробуем пойти глубже. Хесед, распостранение в корне своем происходит из божественного хеседа, из желания дать, сотворить мир. Для того чтобы мир мог существовать самостоятельно нужно сокрытие, ограничение света, требуется гвура.
В обоих этих линиях возможна ошибка, неправильное воплощение. Так тот , в корне души которого лежит хесед, склонен видеть мир как проявление Б-га и отрицать его самостоятельное существование. Это, конечно, не должно проявляться на сознательном уровне, но таковы его скрытые установки на мир, руководящие им. Такой человек склонен к бездействию, т.к. какое может быть действие если везде и во всем Творец. Он, обычно, фаталист, не чувствующий возможность свободы выбора, ибо, опять таки, весь мир для него лишь проявление Творца. Его постоянно преследует чувство нереальности мира, а оттого может возникнуть несерьезное отношение к нему. Он не руководит, а поддается, как вода, принимающая форму любого сосуда, что приводит к подчинению страстям, в частности к разврату. (Причем, разврат и несерьезное отношение к миру очень интересно свящаны в Торе. Так, обычно, когда Тора говорит "мецахек" - забавляется, насмехается, имеется в виду прежде всего разврат).
Ошибка в линии гвура - противоположна. Корень гвура в божественном ограничении света, в выделении миру возможности самостоятельно существовать, а значит тот кто проявляет в своей душе это качество именно так видит мир, как реально существующий. Никакое чувство нереальности не сопутствует ему, наоборот, он весь в в погружен в реальность, в действие, в воздействие на мир и его изменение. Такие люди далеки от разговоров и размышлений - это люди действия. Они не поддаются действительности, а пвтаются подстроить ее под себя. Соответственно, грехи, то есть "передозировка", отступление от своей линни в крайность, им сопутсвующие, будут гнев, убийство и т.п. О средней линии сейчас говорить не будем, потому что она, как мы уже сказали, вся исправление. Продемонстрировать два вышеописанных типа людей в Торе легко на рассказе о Каине и Эвеле. Сами имена уже говорят за себя. Каин происходит от слова "киньян" - приобретение, Эвель - "эвель пе" дыханье, выдох. Каин- земледелец, связан с землей, Эвель- пастух. Каин первым приносит жертву, об Эвеле сказано что он "принес тоже", т.е. только после того как увидел что принес Каин. В споре между ними, о котором рассказывает Мидраш, Каин говорит что мир существует самостоятельно, нет суда и нет судьи. В конце концов он совершает убийство. Конечно, сейчас нет настолько ярко выраженых типов, в любом человеке присутствует все качества, весь вопрос лишь в пропорциях.
Еврейский народ произошел от Авраама, Ицхака и Якова. Чтобы создать еврейский народ, от каждого из праотцев который представлял одну из линий должен был сначала произойти тот кто будет воплощать эту линию непропорционально. Так от Авраама присходит Ишмаэль и лишь потом рождается Ицхак, у Ицхака первенец - Эсав и лишь потом появляется Яков. Яков представляет среднюю линию, линию исправления и поэтому о нем говорится что "митато шлема" - все его потомство входит в народ Израиля.
Итак, у нас уже есть представление кто такой Ишмаэль. Ишмаэль вополощает неисправленый хесед, черезмерный. Рассмотрим несколько историй из Торы в которых рассказывается об Ишмаэле и сопоставим их с тем что нам уже известно.
В главе Ва Ера описывается как к Аврааму приходят ангелы под видам арабов. Авраам предлагает им омыть ноги. Коментируя это место Раши говорит что так как арабы поклоняются праху земли, Авраам не хотел вносить идолопоклонство в свой дом. Что значит поклоняться праху земли? Это значит что их бог находится везде. Мир исчезает, теряет реальные контуры перед лицом божества. Та же идея всепрониающего божественного распостронения. Тот монотеизм который потомки Ишмаэля приняли на себя, естественно, не мог быть свободным от этой природной склонности. В исламе нет места свободе выбора, т.к. все предрешено Б-гом. Это, как мы уже говорили, порождает бездействие и нежелание переделывать, активно преобразовывать мир. Достаточно послушать голос муэдзина, ранним утром разносящийся над городом, и сразу ощущаешь человеческую приниженность, беспомощность и слабость перед божеством. Это же выражается в молитве, которая в основном проходит в полном поклоне, на коленях, что выражает абсолютное самоотричение и принижение перед высшей силой. В иудаизме же, поклон делается только четыре раза во время молитвы и до пояса, только в Йом Кипур совершается полный поклон. Еврей призван идти посредине, жить в парадоксе – всепроникающий Б-г не отрицает свободы воли, не отрицает диалога и даже спора с Ним. Человек остается на ногах, вновь и вновь поднимая голову. В истории о жертвоприношении Ицхака, описывается как Авраам назвал это место ( храмовую гору, на которой потом был построен Храм) Г-сподь увидит, а говорят про это место Г-сподь будет видим. И про трехразовое в год поклонение всех евреев в Храме, говорит Мишна: также как приходит увидеть, также приходит показаться. Вспомним, что мать Ишмаэля Агар назвала колодец, у которого она получила весть о рождении Ишмаэля,колодец Б-га видящего меня. Как мы видим, был подчеркнут лишь один аспект связи – от Б-га к человеку, в то время как у евреев связь эта двойственная, от Б-га к человеку и от человека к Б-гу. Когда ангел открывается матери Ишмаэля, Агар в пустыне, он пророчествует о будущем рождении ребенка следущее: и он будет дикарем человеком, рука его на всех и рука всех на нем.
Теперь перейдем к знаменитому пророчеству Даниэля об истории человечества. Даниэль видит четырех зверей поочередно выходящих на берег. Четыре зверя этих соответствуют четырем мировым культурам, цивилизациям с которыми евреям предстоит бороться на разных уровнях. Для того кто хочет познакомиться с этой темой поглубже, могу посоветовать книгу Левина "четыре царства", здесь же мы ограничены нашей темой. Первые три этих зверя соответствуют Вавилону, Персии и Греции. О четвертом звере не сказано ничего определенного, только что он не похож на других и вид его ужасен и он разрушает все вокруг него. Ибн Эзра говорит что речь здесь идет об Ишмаэле. Рамбан же спорит с ним и говорит что речь здесь идет о Риме и всей последущей западной цивилизации, но об Ишмаэле здесь не говорится, потому что его нельзя сравнить со зверем. Ишмаэль это человек, но дикий человек. Он человек потому что царство его будет царством Б-га, истинного и ревностного единобожия, но служение это дико, необузданно. Для него Б-г это все и нет ничего кроме, все остальное не имеет ценности. Христианство, происходящее от Эдома (Эсава) представляет линию гвура. Там, наоборот, мир реален и обладает ценностью и смыслом, более того Б-г (по их словам) идет на жертву ради людей. Здесь происходит очень интересный переворот - хесед Ишмаэля оборачивается войной, а гвура Эсава - проповедью любви. (на фоне этого объяснения довольно интересно позднее изобретение христианства - протестанство, объеденяющее проповедь любви с отказом от свободы выбора и обессмыслеванием человеческой деятельности. Это тоже какой-то шаг к объединению хеседа и гвуры, шаг решающий, однако, проблему лишь на внешнем уровне, т.к в глубине своей они, также как и другие, неспособны нести в себе парадокс.)
Некоторые из более поздних комментаторов говорят что Ишмаэль это пятое царство, противостоять которому Израиль будет в конце дней перед приходом Машиаха. Заметим, что по кабале существует пять уровней души и пятый, самый высокий из них называется ехида. Это намекает нам что противостояние с Ишмаэлем очень тяжёлое, т.к. они претендуют на самое высокое, на сам корень души. Христианство никогда не оспаривало избранности еврейского народа, оно утверждало лишь заключение нового завета. Но арабы вообще отрицают идею избранности, наследником Авраама для них является Ишмаэль и именно он был предназначен в жертвоприношение. Сила евреев в молитве - Эсаву были даны руки, действие, само имя эсав от "асия" - действие, но Ишмаэль несет в своем имени речь -"шма" - услышит Б-г. Право на землю Израиля, согласно Мидрашу, арабы имеют из-за того что они также делают обрезание. Ишмаэль обрезался в тринадцать лет и тринадцать веков в общей сложности мусульмане владели землей Израиля. Как объясняется в хасидизме, их связь с Б-гом, а обрезание это символ союза, основана на разуме - в тринадцать лет человек уже может самостоятельно принимать решения. Но связь евреев с Творцом выше разума, обрезание делается младенцу, что показывает связь абсолютную, природную. Только тот кто так связан может воплотить самый высокий уровень - среднюю линию, объеденение правой и левой линии, хесед и гвура. Он может жить в парадоксе, с одной стороны чувствуя всепроникающее присутствие Б-га, Его абсолютную реальность, с другой стороны не теряя реальность мира, ведь он (мир) это цель, цель творения была для того чтобы создать Б-гу жилище в нижних мирах, а значит мир не может быть ненужным, не может быть иллюзией. Все предвидено и свобода выбора есть. Это парадокс обе части которого истины. Жить в этом парадоксе и воплотить его - миссия еврейского народа.

Комментариев нет: