понедельник, июля 03, 2006

Три праздника - регалим

Три праздника в Торе называются регалим, когда была обязанность всем мужчинам приходить в иерусалимский храм – Песах, Шавуот и Суккот. Число три имеет закономерность и развитие, какие мы и попытаемся рассмотреть. В первую очередь тройка указывает нам на три линии по которым распределяются десять сфирот – правая, левая и средняя. Правая линия – линия милосердия, левая – суда и средняя гармония между ними. Правой линии соотвествует Авраам, главное качество которого было хесед – неограниченная доброта, милость, любовь. Левой линии соответствует Ицхак, главное качество которого был суд, страх. Средняя линия это Яков – великолепие, гармония.
Песах – праздник соответствующий правой линии. Это праздник милости, потому что у евреев в Египте не было заслуг и вышли они благодаря милости Б-га. Так же рассечение Красного моря произошло, по словам мидраша, благодаря заслуге Авраама в жертвоприношении Ицхака. Есть обычай в праздник Песах читать Песнь песней, которая вся посвящена любви Б-га к народу Израиля и народа к Б-гу. Возлюби Б-га всем сердцем твоим – это первый уровень, так должен начинать каждый человек, еще не зная даже закона, но направив все побуждения сердца к Творцу, понимая что только в Нем истинная жизнь. Маца символизирует то что называется «кабалат оль» - принятие ярма, когда нет никаких духовных уровней, никаких ступеней, а лишь принятие ярма неба, простая вера без мыслей и чувств.
Шавуот – праздник дарования Торы соответствует Ицхаку. И хотя, как говорят мудрецы, вся Тора хесед и в основе ее хесед, все же Тора это закон, это различные законы относящиеся к разным областям жизни. ( Также при дарование Торы звучал шофар из рога барана принесенного в жертву вместо Ицхака.) Всей душой твоей – даже если он забирает душу. Это вторая ступень, ступень Ицхака, когда отдать душу уже не является даже испытанием, а невозможно мыслить себя без Б-га не в жизни не в смерти. На первом уровне есть мир, но весь он служит для раскрытия Творца, на втором уровне мира вообще не существует.
Суккот соответствует Якову. Это гармония между первым и вторым. Отказавшись от мира мы вновь приобретаем его. Всем имуществом твоим – только праведник может поставить на служение Б-гу все что у него есть. В отказе от мира тоже можно усмотреть тончайший налет эгоизма – я не могу расстаться с Ним потому что Он это все. Но возвращение к миру делается ради Творца абсолютно. Потому что такова Его воля, чтобы мир был. Это сукка в которую человек входит полностью, со всем имуществом, как будто будет там жить и она подчеркивает эту двойственность – с одной стороны смотри на звезды, понимай иллюзорнось мироздания, с другой – живи так как будто это надолго. Строй, твори, и зменяй мир, но при этом помни...Реальность и иллюзия одновременно. Соединение противоположностей. В Суккот принято читать книгу «Коэлет» или «Эклезиаст». С одной стороны это довольно странно, ведь Суккот это время радости, а книга Коэлет вся посвящена бренности и суетности этого мира. Но если мы вдумаемся, то увидим что это это как нельзя более точно подходит к этому празднику. Всем имуществом своим – когда не остается ничего своего, когда со всем своим достоянием мы выходим под звезды во временное жилище, об этом и повествует Коэлет. Такова вся жизнь наша и тот кто сможет это понять и ощутить обретет истинную радость.

Буду рад вашим вопрсам и дополнениям по теме «три праздника»

Комментариев нет: