воскресенье, июля 16, 2006

К главе Пинхас

В главе Пинхас сказано что за поступок Пинхаса Всевышний дарует ему союз мира и тот становится коэном. До этого Пинхас, хоть и происходил от Агарона, коэном не был, т.к. был рожден уже после того как его отец стал священнослужителем. В слове "мир" - "шалом" буква вав, как передает нам традиция, несколько изменена, так что слово это может читаться как "шалем" - цельный. Комментарий здесь говорит что это означает что и на Пинхаса и его потомство будут распостроняться все законы о коэнах, чтобы они не были с изъянами при служении в храме.
Слово "шалем" в Торе применяется и еще к одному человеку - к Якову. Когда тот возвращается после ночной битвы с ангелом и хромает на ногу, Всевышний излечивает его и после этого написано " и пришел Яков "шалем" - цельный, (здоровый)". Ангел при борьбе повредил Якову жилу бедра. Бедро в еврейской символике намекает на разврат. ( Так неверная женщина - "сота" наказывается "падением бедра" за свою запрещенную страсть. (существуют и другие комментарии что означает повреждение бедра)). Т.е. ангел нашел таки у Якова слабое место на поколения.
Традиция передает нам что у человека есть 365 жил. Естественно, сразу напрашивается сравнение с числом дней в году. Какой же день соответствует той жиле которая была повреждена у Якова? Книга Зоар говорит что это 9 ава - день разрушения двух храмов.
Пинхас своим поступком, тем что убил главу колена Шимона и женщину с которой он распутничал, остановил эпидемию унесшую двадцать четыре тысячи человек. Опять мы видим что "шлемут" - цельность, это то что связано с удалением от разврата.
Мидраш говорит что Пинхас это пророк Элиягу. Элиягу называют также "малах а брит" - ангел союза, т.к. он присутствует на всех обрезаниях и свидетельствует перед Творцом что евреи сохраняют Его завет. Что такое обрезание? Почему именно это символ союза с Б-гом? Обрезание это не просто укрощение страстей, а направление даже таких низменных страстей на служение Б-гу. Можно быть с Б-гом на уровне интелекта, можно пойти дальше и подчинить область чувств. Но истина в том что Творец требует всего человека, без остатка. Подчинить Б-гу все - все мысли, чувства, действия вплоть до инстинктов, что самое трудное - вот что говорит союз обрезания. И свидетельствует об этом Элиягу, он же Пинхас - ревнитель за Б-га, за исполнение союза.
Именно Пинхас был назначен главнокомандующим в войне против Мидьяна. Раши приводит что он пошел мстить за своего предка - Йосефа, проданного мидьянитами в Египет. Йосеф - это символ праведности, в кабале он соответствует качеству йесод - основа, соответствующего обрезанию. Праведник - это в первую очередь тот кто целостен в плане йесод, во всем что касается удаления от разврата в мысли, речи и действии. Мидьяниты продают праведника в самое гряфзное и развратное место земли.
Слово мидьян у комментаторов расматривается в основном с двух сторон - от слова "мадон" - ссора, распря и "димьон" - воображение. Какая связь между воображением и развратом понятно, воображение, если оно не управляемо и контролируемо, вообще ассоциируется с ецер а ра и "нахаш а кадмони" - змеем искусителем. Именно неконтролируемое воображение, мираж за которым ничего не стоит толкает человека на прегрешения, т.к. ему кажется что там он получит то что искал. Но проходит время и воображение уже рисует ему новые картины. Труднее проследить связь между развратом и распрей, тем более что разврат происходит из качества "хесед", из объеденяющего начала, в то время как распря связаня с качеством "гвура" - разделяющим началом. Суть здесь в том что целью Мидьяна было посеять вражду и распрю, но пользовались они для этого противоположными методами. Часто подобное можно встретить и у нас, когда человек идет на сближение, предлагает дружбу, но цель его конечная - посеять вражду.

Комментариев нет: