вторник, августа 02, 2011

Кабала и астрология - общие принципы


Первый вопрос, который мы должны спросить, - могут ли два эти понятия ужиться вместе? Ведь мы знаем, как ревностно Тора относится к всякого рода гаданиям, суевериям, колдовству.
С другой стороны, мы встречаем в самой Торе очень много серьезного отношения к астрологии. Приведем несколько примеров
Сказано в трактате Шабес (156а): “И даже Рав считал, что Судьба не властна над евреями, как сказано (Брейшис 15:5): “И Он вывел его [Авраама] наружу”. Сказал Авраам Вс-вышнему, благословен Он: “Владыка мира, и вот мой домочадец наследует мне” (там же, 3). Сказал ему Вс-вышний (там же 4): “Не будет наследовать тебе этот, но тот, кто произойдет из твоих чресл, он тебе наследовать будет!” Сказал перед Ним [Авраам]: “Владыка мира, посмотрел я на то, что предвещают мне звёзды, и не способен я родить сына”. Сказал ему [Вс-вышний Аврааму]: “Выйди из предначертанного звёздами, потому что судьба не властна над евреями!””.
Дальше Гморэ приводит историю о том, как Шмуэль сидел и беседовал с одним халдеем (астрологом) по имени Авлат. Мимо них на болото прошла группа людей рубить тростник. Сказал Авлат Шмуэлю, указав на одного из них: “Он не вернётся, его укусит змея и он умрёт!”. Ответил ему Шмуэль: “Если он еврей, то вернётся!”. Пока они сидели и разговаривали, вся бригада вернулась с болота. Встал Авлат, подошёл к тому человеку, про которого говорил, засунул руку в его корзину и нашёл там змею, разрубленную пополам. Спросил Шмуэль этого чудом спасённого человека: “Что ты сделал?”. Ответил он Шмуэлю: “Каждый день перед работой мы кладём продукты в общую корзину, и когда приходит время обеда, садимся и едим пищу, которая там. Сегодня одному из нас было нечего положить в общий котёл, и ему было очень стыдно. Я вызвался собрать у всех еду в корзину. Когда пришла его очередь давать еду, я притворился, будто беру у него, чтобы ему не было стыдно”. Сказал ему Шмуэль: “Ты выполнил заповедь [люби ближнего своего как самого себя]!”.
Как же так? В одном месте сказано, что столь важные обстоятельства жизни от заслуг совершенно не зависят, а в другом говорится, как заслуги человека полностью изменили то, что ему было предначертано! Отвечают Тосафос (Шабес, там же): “Есть аспекты судьбы, которые можно изменить, только имея очень большие заслуги!”.

Еще один пример: жрецы увидели, что избавитель Израиля должен родиться, но наказание свое должен получить от воды. Поэтому они посоветовали бросать еврейских детей в воду. Но про них сказано: видят и не знают что видят. Моше, избавитель Израиля действительно получил наказание в связи с водой, когда ударил по скале и из-за этого не вошел в землю Израиля, но это было совсем не так, как трактовали жрецы.
Во время войны с Амалеком, Моше обращается к Иегошуа: выбери нам людей, которые будут сражаться с Амалеком. Что значит выбрать людей? Мидраш говорит, что амалекитяне были большими астрологами и выбрали для битвы людей, которые не должны были умереть в этот год. Поэтому и Иегошуа тоже выбрал людей, которые не должны умереть в этот год.
Когда евреи выходили из Египта, фараон предупредил их, что видит, что звезды предвещают им в пустыне кровь. Когда евреи сделали золотого тельца и Всевышний хотел истребить весь народ, Моше сказал, что тогда египтяне скажут, что они предупреждали об этом и Б-г не смог преодолеть природу. В действительности же, эта кровь, которую видели египтяне, была кровью обрезания, когда Иегошуа обрезал весь народ.
Итак, из всех этих примеров мы можем заключить следующее: несомненно, звезды оказывают влияние на жизнь. Так Б-г создал этот мир, это тоже законы природы, только более тонкие, менее видимые. Тем не менее, нам запрещено обращаться к прорицателям и астрологам чтобы узнать будущее. Во-первых, это потому, что они видят не четко, а только приблизительно, как мы видели из примеров выше. Во-вторых, потому что когда они говорят о будущем, они как бы утверждают, что оно определенно и невозможно изменить. Но это не так. У будущего есть несколько вариантов и от нас зависит, какой из вариантов мы выберем. В-третьих,когда человек выходит за рамки физической природы есть опасность идолопоклонства. Суть идолопоклонства, что люди придают какой-то силе, кроме Б-га, самостоятельность. И когда это только в рамках природы,- опасность ошибки меньше (хотя, несомненно, что человек, считающий, что материальный мир существует и действует сам по себе, тоже идолопоклонник, если еще не хуже. Но когда это касается неких духовных сил, - опасность ошибки возрастает. Когда что-то уже спустилось в материальный мир, то оно как бы уже определено, хотя и здесь, естественно Б-г может вмешаться и все поменять. Но тем не менее, это в рамках материальных, физических законов. И поэтому, например, можно слушать прогноз погоды, потому что это всего лишь раскрытие того, что уже спустилось в материальный мир. Но воияние звезд, хотя и является таким же законом, установленным Творцом, еще не материализовалось и поэтому нельзя обращать на это внимание, а надо полагаться на Б-га.
Еще причина,что люди хотят знать о будущем, чтобы быть подготовленными, чтобы обрести, пусть иллюзорную, но видимость управления своей жизнью. Потому что больше всего пугает неизвестность. Но Тора учит нас совсем другому,- она говорит «тамим тигье им Ашем Элокейха» (будь прост с Б-гом). То есть не пытайся узнать будущее чтобы предотвратить или избежать его, а надейся на Б-га, принимай от Него все, что есть. И это воспитывает совсем другие качества в человеке. То есть Тора нас воспитывает, а астрология потакает нашим слабостям, нашему дурному началу.
Поэтому использовать астрологию для информации о будущем – нельзя, но для понимания характера и исправления, которое нужно сделать в определенное время – можно. Ни и при этом нужно пользоваться чистым источником, источником Торы, а не другими источниками, которые, вроде бы, тоже занимаются астрологией, тем более, что первоисточник это книга Ецира, которую написал Авраам.
В частности там сказано, что астрология тесно связана с буквами еврейского алфавита. Есть три буквы «матери», образующие три стихии – Алеф – воздух, Мем – вода и Шин – огонь (Земли здесь нет, потому что земля не образующее, а лишь принимающее начало).
Также есть семь двойных букв, букв у которых есть двойное звучание (не все звучания сохранились в современном иврите), соответствующие семи небесным телам, влияющим на мир. Вот они: Далет – Марс, Пей – Венера, Рейш – Меркурий, Каф – Солнце, Гимель – Юпитер, Бет – Сатурн, Тав – Луна.
Оставшиеся 12 букв связаны с 12-ью месяцами и созвездиями.
Также, каждому месяцу соответствует одно из колен Израиля и 12 чувств, каждое из которых проявляется в определенном месяце.

Комментариев нет: