вторник, августа 16, 2011

Кабала и астрология - месяц тамуз


Знак – рак. Буква месяца – хет. Небесное тело –луна – буква тав. Колено – Реувен. Чувство – зрение. Стихия – вода. Орган – правая рука.
Месяц тамуз открывает летние месяцы и открывает тяжелый период для народа Израиля. С 17-го тамуза по 9-ое ава длятся так называемые три недели «между теснин»,- между двумя основными грехами народа Израиля,- грехом золотого тельца и грехом разведчиков. Так, как мы говорили в статье про сиван,- мы получили Тору, чтобы нести ее в мир, но именно там возможно падение.
И, как мы сказали, падение это символизировалось тем, что ангел повредил бедренный сустав Якова. Один из комментариев обращает внимание на то, что после этого написано: из-за этого не едят сыновья Израиля бедренный сустав…Он утверждает, что здесь есть некая претензия к сыновьям Израиля (Якова) – как они могли оставить его одного. Они нарушили важную заповедь – «левая» (проводы), означающую, что человека, гостя нельзя просто так выпускать одного, а надо обязательно проводить. А они (сыновья Якова) этого не сделали. И эта мицва указывает также на преемственность поколений, непрерывную цепочку передачи Торы и на связь с праведником поколения, тем, с кем нужно быть связанным, кого нужно «сопровождать». И то, что было падение, означает, что будет падение, спуск поколений, будут разрывы в цепочке и это будет причина всех бед.
И возникает вопрос – на кого из сыновей Якова падает это обвинение в наибольшей степени. В первую очередь, конечно, на первенца, Реувена, который должен был быть с отцом. И поэтому Реувен ни в чем не является продолжателем, как должен был быть первенец. Он теряет первенство в наследстве, в священнослужении и в царстве. Но главным его грехом считается то, что он переставил кровать своего отца в шатер своей матери после смерти Рахель. И, хотя, он заботился о чести матери, все равно это было некрасиво. И Яков говорит про него «пахаз кА маим» - поспешный как вода. То есть он принимает решения стремительно, поспешно, он не готов подождать. И это очень плохое качество. Наши мудрецы говорят, что поспешность – мать всякого греха. Поспешил и не дождался начала субботы Адам и поспешили евреи в пустыне, не дождавшись Моше. И тогда они сделали золотого тельца и стали служить ему, а служили тогда именно первенцы. И именно тогда священнослужение было отобрано у первенцев и передано Леви. (Так же как когда-то передано от Эсава Якову и тоже по причине поспешности, ведь Эсав продал первородство только потому, что хотел кушать.)
То есть, мы видим, что тот, кто поспешен, стремителен, не может быть коэном (священником). (Хотя, про коэнов и сказано, что они «зризим» (расторопные), но есть большая разница между поспешностью и расторопностью. Наоборот, промедление во многих случаях очень негативное качество.)
И поэтому Реувен уступает свое первенство Леви и официально это происходит после «поспешности» первенцев во время греха золотого тельца. И проблема во время этого греха была в потере преемственности, то, о чем мы говорили выше, в потере связи с праведником поколения, с Моше. А у Леви (от слова левая) этой проблемы не было.
Итак, мы видим, что месяц тамуз связан с возможностью падения, но там, где есть падение, есть и потенциал для большего роста. И символом этого является луна – небесное тело этого месяца. Луна уменьшается и увеличивается в отличие от солнца, остающегося неизменным. Луне Б-г сказал в 4-ый день творения: иди и умали себя. И именно луна является символом народа Израиля, находящегося в непрерывном движении – либо вверх либо вниз. Получается, что и исправление этого месяца связано с луной. Народы мира (Эдом) ведут отсчет по солнцу, тгда как евреи по луне. В месяц тамуз солнце находится в пике своей силы. Солнце означает неизменность, непрерывность, в отличие от луны, символизирующей, как мы говорили, постоянное изменение. Луна означает духовную работу, которую человек должен проделать, а солнце символизирует абсолютный свет – цель творения. Проблема в том, что Всевышний хочет, чтобы мы получили свет, пришли к цели творения через работу. А корень идолопоклонства в том, что человек хочет получить свет без духовной работы.
Итак, это месяц колена Реувен, про которого сказано «пахаз кА маим» - стремительный как вода и это сказано в отрицательном смысле,- из-за своей стремительности он теряет первенство. Также этот месяц относится к стихии воды и он первый среди летних месяцев, что означает, что его влияние больше соответствует воде – хесед, движению сверху вниз. То, что этот знак так сильно связан с водой указывает и на опасность и на исправление. Вода может означать страсти, нетерпение, желание идти «за своими глазами», за внешним. И тогда вода, которая выливается за границы, превращается в воду потопа. Для того, чтобы воду можно было использовать, нужно ее ограничить, создать сосуд
То, что Реувен следует за своими глазами, поспешно идет за внешним, отразилось также в том, что это колено попросило себе долю в земле Гилад, вне земли Израиля. Они пошли за внешним, и хотя Моше согласился отдать им Гилад, тем не менее, они были изгнаны в галут раньше и духовный уровень их был ниже, в следствии того, что они не жили в земле Израиля.
У каждого месяца есть свое сочетание четырехбуквенного имени Б-га, соответствующее этому месяцу. Сочетание месяца тамуз это «гей – вав – гей –йуд», выходящее из последних букв стиха: : "וְכָל-זֶה, אֵינֶנּוּ שֹׁוֶה לִי – и все это ничего для меня не стоит. Эту фразу сказал Аман, который был первым министром и имел богатство и власть и, тем не менее, все это было в его глазах ничем только лишь потому, что Мордехай ему не кланялся. Талмуд связывает Амана с грехом Адама. Когда змей начинает разговор с Хавой, он спрашивает: правда ли, что Б-г запретил вам есть со всех деревьев сада. И это очень тонкий психологический прием. Конечно, Всевышний запретил есть только с одного дерева, но змей раздувает этот запрет на психологическом уровне до запрета на все. Это то же самое, что говорил Аман. Когда нет чего-то одного, - кажется, что нет всего. Это и есть свойство неправильного взгляда на мир, взгляда, желающего заполучить все, не довольствующегося тем, что есть. Как раз про Эстер написано, что она «находила милость в глазах всех». Найти милость в глазах означает не пассивное, а активное действие – я ищу и нахожу милость. Это значит, что она смотрела на всех «хорошим взглядом», могла видеть достоинства каждого, потому и нравилась всем.
Это так в том, что касается отношений между человеком и Б-гом и так же в то, что касается отношений между человеком и человеком. Когда мы смотрим на кого-то, в нем может быть только один недостаток, но мы можем замечать только его и раздувать его до размера всей личности. И именно «неправильное зрение» привело к тем грехам, которые соответствуют месяцам тамуз –ав, а именно к греху золотого тельца и греху разведчиков.
Суть «неправильного видения» это неправильное истолкование реальности, истолкование в негативную сторону. То есть, любую реальность можно истолковать «в пользу Б-га», что все к лучшему и все от Него и все по плану, а можно против Б-га, что все (или что-то конкретное) случайность или закономерность природы.
Так было с грехом тельца. Евреи увидели, что Моше не возвращается и «пошли за своими глазами», за внешним ходом вещей.
Та же и в грехе разведчиков (разведчики вышли 29 сивана и вернулись 9-го ава, т.е. большую часть пути они провели в тамуз) – они неправильно толковали то, что увидели, они следовали «за глазами и за сердцем», а не за разумом, который мог бы их направить в правильном направлении. Так, например, они увидели в земле Израиля много похорон и истолковали это так, что эта земля пожирает своих обитателей. А нужно было истолковать так, что всевышний сделал это специально, чтобы на них никто не обращал внимание. То есть, всегда нужно говорить: «для меня создан мир»,- для меня, чтобы я исправил. Каждое испытание, каждая проблема посылается специально персонально для меня, для того, чтобы я исправил, чтобы я вырос. И это «правильное видение», исправленное. А другое, когда человек идет за глазами, за внешним (а идет он за глазами потому что идет за сердцем, которое желает получить для себя) и это в Торе называется «знут» - распутство. Потому что знут это случайна связь.
И эти грехи, в особенности грех разведчиков, связаны с разрушением храма, который был разрушен из-за «синат хинам» - беспричинной ненависти. Что значит беспричинная ненависть? Почему мне ненавидеть кого-то без причины? Это происходит именно из-за неправильного видения, неправильной трактовки реальности, когда я приписываю другому какие-то грехи, качества, которых на самом деле у него нет и это всего лишь моя фантазия. Почему мне кто-то не нравится? Потому что я считаю, что он такой-то и такой-то и плохо относится ко мне. Но обычно под этими подозрениями ничего нет. Обычно это лишь неправильная трактовка действительности.
Все это имеет один корень. Распутство, следование за глазами, за внешним, означает что человек не довольствуется своей долей, не доверяет Всевышнему, а хочет получить то, что ему не принадлежит (женщину, дом, машину – «все, что у ближнего твоего»). И это то, что было у Адама и что было у Амана, как мы уже писали. И исправление этого должно быть или в противоположности – стараться находить хорошее среди плохого, фокусироваться на светлом и увеличивать его, или в умении использовать видение негативного, в частности в самокритике.
Три первых месяца соответствуют трем «левушим» - одеяниям души,- нисан – речь, ияр – мысль, сиван – действие. Дальше идет исправление внутренних качеств самой души. И зрение среди них первое. Зрение связано в Кабале со сфирой хохма – первой из внутренних сфирот (кетер не относится к внутренним сфирот). Внутреннее качество сфират хохма это битуль (самоотречение). То есть, чтобы было правильное видение, нужно уметь уйти от своего эго, искать волю Б-га в мире.
Но поскольку был совершен грех (на ивр. Хетт и буква хет это буква этого месяца), поскольку пошли за глазами, за страстями, были «стремительными как вода», то против воды возгорелся огонь,- тот огонь, что сжег два наших храма. И, соответственно, теперь нужно исправить этот огонь, потушить его, опять таки, водой, но водой исправленной,- не водой страстей, а водой Торы (разрушение храма связано с оставлением Торы, а Тора связана со зрением и качеством хохма – «Тора ми хохма нафка») и нашими слезами, которые мы льем по разрушенному Храму. (Против «нашим мевакот эт а тамуз» - «Рахель мевака аль банея»)
Интересно, что правая рука – орган, согласно книге Ецира соответствующий этому месяцу, тоже связана с исправлением зрения. Как? Дело в том, что всегда есть два пути для достижения внутреннего изменения – изнутри и снаружи. Первый путь, изнутри это путь углубленного размышления, путь духовной работы. Второй путь соответствует фразе «за действиями тянется сердце». В данном случае если мы хотим добиться результата – изменить ненависть на любовь, то нужно больше давать (правая рука соответствует сфират хесед) – цдаки (пожертвований), помощи, поддержки и т.д. Есть такое выражение в Талмуде «лятет бе аин яфа» - букв. «давать с добрым глазом», что еще раз намекает нам о связи между действием и видением. Сама отдача способствует тому, чтобы «глаз стал добрым».
И, хотя, в самом названии мазаля - сартан (рак), кроется слово "сатан" (может поэтому болезнь с подобным названием столь распространена в наше время, в нем также скрыт и потенциал к росту и изменению, как сказано, что в будущем пост 17-го тамуза и 9-го ава станут праздниками, а три недели между ними будут как холь а моэд. И отблеск от этого состояния каждый может почувствовать и в наше время.

Комментариев нет: