среда, августа 10, 2011

Кабала и астрология - месяц сиван



Знак – Близнецы (Теомим). Буква – заин. Планета – Кохав (Меркурий) – буква рейш. Колено – Звулун. Чувство – ходьба (илух). Стихия – воздух. Орган – левая нога.
Главное событие в месяц сиван это дарование Торы. И не просто так Тора была дана в этом месяце; мидраш говорит, что «тройная» Тора (Тора, Пророки, Писания) была дана «тройному» народу (коэны, левиты, исраэлиты) в третий месяц. Тройка символизирует гармонию – третья линия уравновешивает между правой и левой стороной. Тора сама символизирует среднюю линию, уравновешивающую между молитвой (левая сторона) и заповедями (правая сторона). Кроме того, если молитва это область чувств, а заповеди область действия, то Тора относится к разуму, который должен уравновесить, сказать нам сколько нужно молитвы, сколько заповедей и как и т.д. Также и среди праотцев,- Авраам больше относится к заповедям, к миру действия, Ицхак к молитве (левая линия), а Яков, третий к Торе (иш там йошев огалим).
Третий месяц тоже, как мы знаем всегда является уравновешивающим между первым, активным и вторым, пассивным месяцем. Кроме того сиван это стихия воздуха, уравновешивающая между огнем и водой.
Итак, равновесие это ключевое слово здесь. Равновесие, третья линия это то, что выражает мир тикуна (исправления), в отличие от мира тогу (хаоса), где не было трех линий, не было равновесия, а каждый «тянул на себя». До дарования Торы мир был в плане «тогу», а с дарования Торы началось исправление.
Может быть главное, что произошло при даровании Торы, это, говоря языком мидраша, то, что «верхние спустились вниз, а нижние поднялись наверх». То есть, в принципе, Тора уже была в мире, еще со времен Адама и Ноаха. Авраам, Ицхак и Яков учили Тору, была ешива Шема и Эвера, в Египте продолжалось изучение Торы коленом Леви. Так что же нового произошло при даровании Торы? Ответ в том, что до дарования Торы между двумя мирами – духовным и материальным была непреодолимая пропасть. Свет, привлекаемый заповедью, не мог соединиться с материей и человек, в свою очередь, не мог освятить материальное тело и разум. То, что произошло на горе Синай это соединение материального и духовного, конечного и бесконечного. При творении мира Творец сократил себя и дал лишь малый свет, который мир мог воспринять, потому что конечное не может принять бесконечное. Но дарование Торы выше творения мира – там произошло необъяснимое соединение – бесконечный свет Творца, бесконечная мудрость обрела конечные формы. Как это возможно? Только силой, которая выше и бесконечности и ограниченности одновременно – силы Ацмут – самой сути Б-га, о которой нельзя ничего сказать, ни то, что она конечна и не то, что она бесконечна.
То есть, опять, главная идея Торы, дарования Торы это равновесие. И получается, что равновесие это исходит из самого высокого источника, который только есть.
Не зря, что знак этого месяца – Близнецы, на иврите Теомим – букв. сходные, подходящие друг другу. И это выражает гармонию равновесия. Также «теом» состоит из тех же букв, что и эмет – истина, потому что, как мы сказали, эта схожесть, равновесие соответствует истине и Торе.
В Песне песней есть четыре эпитета, которыми назван народ Израиля: сестра, подруга, голубка, непорочная (тамати). Эти эпитеты соответствуют четырем уровням связи еврейского народа с Б-гом. Сестра это природная связь, на уровне нижних сфирот (Нагим), подруга – связь на уровне чувств (Хагат), голубка – связь на уровне разума. Чем выше уровень связи, тем больше они подходят друг другу (муж и жена, народ Израиля и Всевышний) (если речь идет о движении снизу вверх). Но самая высшая связь – на уровне тамати, связь, которая выше разума, тогда двое как «теомим» - близнецы подходят и соответствуют друг другу.
Интересно, что соответствует месяцу сиван колено Звулуна, о котором говорится, что они были заняты торговлей. И с этим же связано чувство ходьбы – илух, соответствующее этому месяцу.
Написано, что первый вопрос, который задают человеку на небесном суде это: торговал ли ты честно? И только вторым вопросом идет: устанавливал ли ты время для изучения Торы? Из этих вопросов понятно, что они задаются не тому, чьим определением является «торато умануто» - «Тора его ремесло», коих меньшинство, а к обычному человеку, который занимается каким-то ремеслом и при этом должен устанавливать время для изучения Торы. Потому что Тора была дана всему народу. Не только талмидей хахамим – мудрецам, а всем. И это общая обязанность. И это то, что тоже отличает дарование Торы от того что было до него, что в общем - то исходит из того, что мы сказали выше. Раньше Тора была для избранных, Авраам первый, кто понес учение о Б-ге в мир, но совершенства это достигло при даровании Торы, когда весь народ, все люди независимо от их духовного уровня, обязались соблюдать Тору. Это означает то, что Тора «сошла» в мир. И поэтому можно сказать, что день дарования Торы даже больше относится к простым людям, чем к мудрецам.
Так мы можем увидеть, что месяц нисан это начало, где все равны, все равно удалены от Творца и равно должны благодарить Его и все вместе вышли из Египта. Месяц ияр это месяц духовной работы, когда человек возвышается, работает над собой, доходит до тайн Торы, до уровня (относительно, конечно) раби Шимона, про которого сказано «торато умануто». И потом, в месяц сиван, он должен придти к равновесию, спуститься со своей высоты, чтобы принести Тору в мир. Потому что главная цель творения, как известно это «жилище в нижних мирах», поэтому главное в Торе это спустить ее вниз, в этот мир.
Поэтому этот месяц выражает не столько колено Иссахара, которое занималось изучением Торы, а колено Звулуна, которое занималось торговлей и содержало материально колено Иссахара. То есть они не только поддерживали изучение Торы, но и привносили Тору в мир, реализовывали ее заповеди.
И поэтому чувство этого месяца это ходьба (илух) и орган левая нога. Ходьба означает, что мы должны научиться «ходить» в этом мире, как Звулун, который выходит на торговлю, на исправление материального мира. Левая нога в хасидизме означает сфиру «год» и качество тмимут (цельность, простота). С одной стороны качество тмимут связано с Яковом и с Торой(иш там йошев огалим), с другой, именно левая нога (как говорят большинство комментаторов) была задета у Якова ангелом, который бился с ним в дороге.
Если правая нога начинает движение, продвигается вперед (как колено Иегуды первое начинало движение), то левая нога должна следить за тем, чтобы движение было в нужную сторону, не сворачивало туда, куда нельзя. И это Тора, которая дает нам четкие законы как нужно себя вести в этом мире. Но это легко сделать в шатрах Торы, но когда выходишь на дорогу, в материальный мир, там может быть падение. И это падение может быть у тех, кто является «ногами Торы», кто несет Тору в мир и поддерживает материально ее изучение.

Комментариев нет: